Суббота, 21 октября 2017 г.

Главная Блоги

Три победы для Украины. Текущий статус – между первой и второй

Кременчуг Власть
Кременчуг Власть

Опубликовано: 08.12.2015 13:52

Олеся Яхно 

Політичний експерт. Кандидат політичних наук.

Первая победа Украины — уже факт. Украина не только сохранилась после военной агрессии РФ, не имея ничего, ни армии, ни СБУ и МВД, зато с кучей предателей и диверсантов, но и избежала дефолта, избрала легитимную власть, проведя три избирательные кампании – президенсткую, парламентскую, местную. Украина выжила благодаря самоорганизации украинского общества, а украинские волонтеры стали одним из самых удивительных явлений за последние несколько лет. Не только для самой Украины (государственные институты которой в критический момент истории оказались очень слабыми) и России (недооценившей силу гражданской позиции украинцев), но и для стран Запада, где волонтерское движение развито довольно активно.

Вторая победа Украины заключается в переходе от самоорганизации к институциализации и укреплению государственности. Не на уровне укрепления позиций личностей, а, прежде всего, на уровне институтов государства и общества. Только реформы и современная экономика могут стать настоящим фундаментом для построения постсоветского, самодостаточного, прежде всего психологически, государства. Вместе с сильной армией это станет лучшей защитой от реальной сегодня и потенциальной в будущем угрозы со стороны России и наиболее эффективным механизмом восстановления территориальной целостности. И здесь ответственность лежит, прежде всего, на политиках и представителях крупного капитала.

 Из трех базовых групп Украинского государства – общества, политиков, бизнеса – наиболее мобилизировано и ощущает время только общество.

Из трех базовых групп Украинского государства – общества, политиков, бизнеса – наиболее мобилизировано и ощущает время только общество. Но общество, остро ощущая время, действует все-таки интуитивно. Общество не обладает самосознанием. Задача политиков – формирование запросов общества, переведение их на политический, а затем и государственный уровни, демонстрация позитивных образцов, повышение политической культуры, стандартов дискуссии, и… конечно же, ответственность. Политики и олигархи сегодня безответственны, и, во многом, не готовы к самоограничениям. Политики зачастую предлагают очень простые, популистские решения, не работают над созданием качественных условий для бизнеса (судебно-правовая реформа, борьба с коррупционными схемами и т.д.), поддерживая, тем самым мотивацию бизнеса идти/учавствовать во власти. Олигархи же по-прежнему считают, что социальная справделивость, о которой многие из них любят говорить, – это перераспределение активов/контроля над отраслями в их пользу. Работу в направлении того, чтобы общество сделать союзником и партнером реформ (которые еще только предстоят) не ведет никто (а ведь это, прежде всего, настраивание граждан на долгосрочный результат, а не здесь, сейчас и все сразу), и, даже, не видит в этом острой необходимости. Понятно, когда политические элиты/ведомства/ветви власти уходят от солидарной ответственности перед гражданами за трудности социально-экономического положення и непопулярные решения. Но иногда ведь и непонятно, чья заслуга (если мы говорим о политическом и государственном уровнях) в позитивных результатах/тенденциях в Украине, а они точно есть.

Третья победа Украины будет заключаться в соседстве с неизвестной Россией. Не в плане риска военной агрессии, а в том, что Россия вступает в неопределенный период, для которого характерны непрогнозируемые процессы даже для самой РФ, ее власти/элит. Речь не идет о развале, думаю, это слишком упрощенный и самонадеянный расчет тех, кто так считает, а в возможной определенной трансформации РФ в любую сторону. Чем закончится российская перестройка-2 на базе класса охранителей и ура-патриотов, в сочетании с изоляционизмом – большой вопрос. В этом смысле реализация любого из возможных вариантов – скажем, возврат к монархии, либерализация без учета реальных процессов в обществе (то, что было во время перестройки-1), второе ГКЧП и т.д. – сама по себе вызов для Украины.

Второй и третий вызовы могут/уже идут как параллельные процессы. От реальной наполненности и выполнимости второй задачи, зависит решение и третьей.