Четверг, 17 августа 2017 г.

Главная Блоги

«Менять шило на мыло нет смысла» — о маловероятности досрочных парламентских выборов в Украине и местных выборах в Кременчуге

Кременчуг Власть
Кременчуг Власть

Опубликовано: 15.10.2015 14:55

Александр Урин

Политолог, доцент кафедры «Теории, истории государства и права» Кременчугского национального университета им. Остроградского

Свои размышления об особенностях местных выборов 2015 и маловероятности досрочных парламентских выборов в Украине в 2016 году предлагает к обсуждению политолог Александр Урин.

Особенности выборов местных советов в 2015
Впервые в Украине местные выборы в городские, районные и областные советы пройдут по пропорциональной системе с 5% проходным барьером (голосование избирателей за партии) с частично «открытыми списками» с преференциями. К тому же, общее количество депутатов местных советов в среднем снижена на 30%, например, в Кременчугский городской совет 42 депутата будут избираться вместо 60, в Полтавский областной совет — 84 вместо 120 (от Кременчуга из них — 12 в соответствии с количеством избирателей). А, согласно проекту конституционных изменений по децентрализации, которые окончательно должны быть приняты до конца года, следующие очередные местные выборы должны состояться уже через два года (в 2017), что связано с процессом объединения территориальных общин и административно-территориальной реформой.
По пропорциональной системе с «закрытыми списками» (которые формировались партийными вождями на конференциях, съездах, избиратели на порядок мест в них кандидатов никак не влияли) избиралась Верховная Рада Украины в 2006, 2007 гг.. и городские, районные, областные, районные в городах советы в 2006 году с 3-процентным проходным барьером. Местные выборы 2010, парламентские 2012 и 2014 гг.. происходили уже по смешанной (мажоритарно-пропорциональной системе 50 на 50%), где в мажоритарных округах в основном соревновались «толстые кошельки» и грязные политтехнологии, а пропорциональная часть, тоже с 3-процентным проходным барьером проходила по привычным коррупционными «закрытым спискам». Поэтому в парламенте и большинстве местных советов царила коррупция.
 

Пол шага вперед, но … не без грязных политтехнологий

Одно из требований Революции Достоинства — введение настоящих «открытых списков», где бы окончательные порядковые номера кандидатов в депутаты зависели от волеизъявления избирателей, а не от партийного руководства. В «коалиционном соглашении» парламентского Европейского большинства в действующей Верховной Раде записано, что еще в первом полугодии 2015 года должны принять соответствующие новые избирательные законы, но смогли лишь накануне местных выборов принять для них новый закон с частично «открытыми списками» с преференциями. Отчасти потому, что на выборах в местные советы (кроме сельских и поселковых, где сохранена мажоритарка) избиратели будут голосовать только за партии, от которых по избирательным округам могут быть закреплены (а может и нет, если на все округа в партии не хватит кандидатов) только по одному от каждой партии кандидату. То есть, избиратели будут влиять косвенно на порядковые номера кандидатов партии, за которую они проголосуют (всех, кроме № 1 в партсписке), потому что порядок этот окончательного расположения этих кандидатов зависит от количества голосов, полученных партией в округе, по которому закреплен кандидат.
Таким образом, по сравнению со всеми предыдущими избирательными системами для местных выборов законодатели сделали пол шага вперед, но не исключается безнаказанное использование грязных политтехнологий.

А могло быть иначе

В то же время, у парламентариев была возможность принять другой законопроект, в котором, например, для выборов кременчугского горсовета, вместо 42 избирательных округов (с 3,6-4,6 тысячи избирателей в каждом) могло быть только 6 избирательных округов. А это 28 тысяч избирателей на каждом округе, которых значительно труднее подкупить. Каждая партия могла бы выдвигать на них не по одному, а до 7 кандидатов, а избиратели, голосуя за ту или иную партию, могли бы выбрать из ее кандидатов на округе не более 2-х (как в Польше) или 3-х (как в Финляндии). Вот бы были настоящие «открытые списки» с преференциями от избирателей, а не партийных вождей подавляющего большинства наших квази-партий одноразового использования или бизнес-проектов.

Шаг прогрессивный в противовес примерам негативным
Впервые после 1994 года выборы мэров в городах, где проживает более 90 тыс избирателей, пройдут по мажоритарной системе абсолютного большинства (как выборы Президента). То есть для победы в первом туре нужно набрать 50% +1 голос от числа избирателей, которые приняли участие в голосовании. Иначе неизбежен второй тур, в который попадают кандидаты, которые займут первое и второе место, а победитель через три недели должен определиться относительным большинством голосов. Возвращение к такой системе — шаг прогрессивный, который соответствует мировой демократической практике. По такой системе, дважды экс-мэр Киева Черновецкий, скажем, ни одного бы разу им не стал.

Однако, есть и негативный опыт Кременчуга, когда в 1994 году мэром случайно во втором туре благодаря голосам, так называемого, протестного электората стал Л. Билан. Почти через год, за нарушение законодательства, после многочисленных обращений горсовета и решений судов, он был освобожден от должности.

Циничный маскарад превращает избирателей в «элеХторат»
Таким образом, коррективы в местную избирательную гонку вносят наши современные реалии: заостренные социально-экономические проблемы в условиях необъявленной войны со стороны РФ, завышенные ожидания после Революции Достоинства, несколько замедленные темпы реформирования всей политической системы, коррупционные атавизмы прокуратуры и судебной ветви власти …

Вместо консолидации общества, не без просчетов действующей власти, имеем очередные «соревнования» в циничном популизме как реваншистов из бывшей Партии регионов под новыми партийными названиями, так и выходцев из Майдана, членов парламентских коалиций двух последних созывов Верховной Рады и внепарламентских радикальных группировок. Подобное происходит и на местном уровне, когда, например, известный нардеп, член пропрезидентской фракции, cоздаёт квазипартийку своего имени, соревнуясь в радикализме с «украинским Жириновским с вилами», провозглашает себя главным оппозиционером, чуть ли не единственным спасителем «простых людей» и борцом с действующей властью. Однако, он из правящей фракции БПП выходить не спешит. Грязные политтехнологии, технические партейки, неизвестные в городе до начала избирательной кампании, а вместе с ними перекрашенные перебежчики стремятся превратить избирателей в «элехторат» и добраться до власти.

Как противостоять наглому наступлению на человеческое достоинство и здравый смысл?

Прежде всего не продавать свой голос, не поддаваться на манипуляции политтехнологов и задуматься над ответственным выбором. В частности, выбирая новый состав городского совета, вспомнить нынешний, избранный в 2010 году: какие политические силы представлял, что хорошего или плохого сделал?

Тогда в кременчугском горсовете господствовали четыре года три бизнес-фракции: «Партии регионов» и «Батьківщини» (почти по 20 депутатов в каждой) и «Рідного міста» (14 депутатов, а главный его финансист, местный олигарх, депутат Полтавского облсовета — во фракции ПР).

Сколько незаконных решений было принято и отменено через суд, какая коррупция была, особенно никого из народных избранников не беспокоило. Хотя двое из правящей ПР таки оказались за решеткой, потому что на горячем попались.

После Революции Достоинства фракцию ПР распустилась, но плавно переформатировалась в группы «Кременчуг», «Трудовой Кременчуг». Вскоре начала распадаться и фракция «Батьківщина», создалась группа «Единый Кременчуг». За полгода до местных выборов бесконечные ссоры сотрясли горсовет и весь город.

Вопрос риторический: стоит таких людей под разными брендами квази-партий снова выбирать?

Вот так, методом исключения и можно доверить на два года представлять интересы кременчугской общины достойным представителям, проверив их способность работать не на бизнес-кланы, не на себя, любимых, а на общество.
 

Маловероятность досрочных парламентских выборов в Украине в следующем году
Нового закона о парламентских выборах с настоящими «открытым спискам» и преференциями Верховная Рада так и не приняла еще, а без него менять шило на мыло нет смысла. Возможно, под давлением общественности, хотя бы с опозданием, коалиция фракций большинства в 2016 году выполнит наконец-то обещанное обязательство по коалиционному соглашению. Однако, общее социально-экономическое положение и буксующие реформы не позволяют отвлекаться на внеочередные выборы. К тому же — в условиях радикализации общества, гибридной войны, которую продолжают провоцировать, как извне, так и внутри «всё-пропальщики».

Подписывайтесь на новости «КременчугVласть» в Facebook 

 

Терпение и у западных наших союзников может лопнуть — как в случае с Молдовой, а потом реваншисты с псевдо-патриотами могут привести к краху суверенность Украины в целом. Поэтому надо давить на власть, в рамках действующего законодательства, добиваться его изменения, в соответствии с нормами ЕС, укреплять гражданское общество, способствовать формированию новой политической элиты и европейской демократической партийной системы, когда будет из кого выбирать. А потом за дела, за реализацию программ и спросить. Если нынешний парламент окажется неспособным решать эти задачи, возможно, в 2017 году созреет потребность и возможность, без ущерба для страны и народа, провести досрочные выборы Верховной Рады — только на новых правовых принципах.

КременчугVласть