Суббота, 21 октября 2017 г.

Главная Блоги

Какая реформа школьного образования нужна Украине

Кременчуг Власть
Кременчуг Власть

Опубликовано: 10.12.2015 17:45

Владимир Спиваковский  

Ученый, бизнесмен, писатель, президент корпорации «Гранд» 

Всё можно сделать за 2-3 года — это несложно.

Тут меня спрашивают (после вчерашних парламентских слушаний), как сделать так, чтобы роль учителя была ключевой?

Ответ прост. Это возможно. Хотя не всё, конечно, зависит от учителя. Рассуждаю как родитель, работодатель, ученый, бизнесмен и человек "в теме".

Зарплата у учителей, конечно же, должна быть выше. Однако платить её (или повышать) следует не просто за труд, даже каторжный, а за результаты труда.

Потому что результатами труда учителей (и школ) недовольны практически все: и родители, и ученики и даже правительство. А за "бракованную продукцию" никто в мире платить не хочет – ни мало, ни много. Даже если в этом нет вины учителей.

Проблема заключается в том, что никто до сих пор не сформулировал параметры этих конечных результатов школьников 21 века, в смысле – чему и как должен учить учитель, и что именно должно быть на выходе школы (ну, не только же ЗНО!).

И реформа образования – это не решение вопроса сколько лет учить (11 или 12) или за кем ходят деньги, а целеустремленность к тем результатам, которые мы хотим видеть в выпускниках школ.

Для этого надо решить 7 основных задач: чему учить, кем учить, как учить, зачем учить, как управлять, сколько это должно стоить и какой в конце будет результат.

Тут последовательность действий должна быть такая:

1. Сформулировать техзадание школе (конечные результаты). Чтобы все видели, что именно этих качеств у выпускников они и хотят: фундаментальных знаний, практических навыков, компетенций, soft skills, памяти, смекалки, общения, креативности, работе с информацией, здоровья и др. Всего 10 основных результатов.

2. Под эти результаты разработать технологию их достижения (как учить). Тут вдруг обнаружится, что только лишь академическими предметами этому научить нельзя, а можно кейсами, проектами и практикумами. Впрочем, это сегодня уже не проблема.

3. Подобрать (научить, подготовить) учителей под эти будущие результаты (а не под прошло-вековые учебники).

4. Составить общую смету на всё, и в том числе на оплату труда. Заодно определить, какое количество учителей нужно стране. Оптимизировать эту смету, выделив главное. Это несложно, любой бизнесмен так поступает.

5. Ввести ступеньки карьеры учителей ассистент-учитель-коуч-старший коуч. Это даст им сильную мотивацию повышать качество своей работы и заслуженно зарабатывать больше (проверено в ряде стран).

6. Организовать PR профессии учителя, а также стимулировать повышенный спрос на поступление в педвузы, в которых следует тотально поменять учебный процесс с архаичного на современный.

7. Организовать пилотные проекты школ, вузов, территорий, где всё это безболезненно внедрить. И постепенно распространить эту реформу вширь, с учетом местных особенностей, компьютеризации, требований громады и прогресса.

8. Всё можно организовать за 2-3 года. Это несложно.