Воскресенье, 20 августа 2017 г.

Главная Тексты

И хочется, и колется: как за кредитные деньги транспорт в городе обновляют

Кременчуг Власть
Кременчуг Власть

Опубликовано: 07.02.2017 09:11

И хочется, и колется: как за кредитные деньги транспорт в городе обновляют

Покупка новых троллейбусов в кредит за деньги ЕБРР вызвала в Кременчуге резонанс. С одной стороны – значительное обновление парка коммунальной техники и возможное решение транспортных проблем. С другой стороны – многолетний кредит, который будет финансироваться за счет налогов горожан. Вместе с тем, Кременчуг — не первый город в Украине, где за счет международных доноров обновляют городской транспорт. КременчугВласть вместе с экспертами сравнивала ситуацию в других городах, которые также обзавелись новым транспортом и оценивала плюсы и минусы кредита.

В Кременчуге появятся новые троллейбусы. Коммунальному предприятию "Кременчугское троллейбусное управление" разрешили взять кредит на 8 млн евро в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) на приобретение 50 единиц техники. Из 50 низкопольных троллейбусов, которые купят, 10 будут ездить на правый берег, в Крюков. 31 января депутаты ратифицировали договор.

Кредит, предоставляемый под гарантию города, будет сопровождаться инвестиционным грантом на сумму до 2 млн. евро из Фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и экологии (E5P), крупнейшим вкладчиком которого является Европейский Союз.

Подписывайтесь на «КременчугVласть»
 

 

По информации ЕБРР, новые троллейбусы, которые закупят в 2017 году, будут на 20% эффективнее, чем существующие, большинство из которых выпущены 15 и более лет назад. Закупка новых энергоэффективных троллейбусов позволит городу сократить текущие расходы на обслуживание (с 1 марта электроэнергия вырастет еще на 30%, а троллейбусы питаются за счет электричества), а также уменьшить вредные выбросы в атмосферу. И самое главное – решить транспортную проблему в городе, в том числе и на правом берегу.

Отметим, что КТУ – по прежнему убыточное предприятие: в 2016 году на поддержку КТУ выделяли 12 млн грн, более 1 млн – на погашение долгов перед «Потаваоблэнерго» за электроэнергию. 

 Мэр Кременчуга Виталий Малецкий также активно убеждал депутатов в необходимости обновления коммунального транспорта, однако не все с ним соглашались.

 

«За» и «против»

Оксана Пиддубная на сессии заявила, что не может поддержать проект:

 — Я жила на Раковке 8 лет и не чувствовала необходимости в электротранспорте. Сейчас на Петровку сложнее добраться. Основная проблема жителей Раковки — это мост, а не троллейбусы.

Валентин Курченко-Гай (Радикальная партия Ляшко) считает, что перед выделением кредита нужно было провести общественные обсуждения, так как проект серьезный.

По мнению Николая Порицкого («Оппоблок), новые троллейбусы не нужны кременчужанам:

— Я считаю, это не нужно жителям Кременчуга. Возьмите 1,5-2 млн, поменяйте тяговые подстанции. Введите электронный билет, посмотрите, сколько льготчиков. Потом идите в банк.

Тем не менее в декабре ЕБРР подтвердил выделение кредита, и депутатам на сессии нужно было ратифицировать договор.

На сессии 31 января мэр Кременчуга мэр Малецкий заявил:

— Городу на самом деле нужно не 50, а 60 троллейбусов, и тогда мы сделаем перемещение людей комфортным, в том числе в часы пик. Это вопрос для кременчужан. Это вопрос, который решит транспортную проблему на 10-15 лет. А возможно, КТУ начнет зарабатывать деньги и обновлять подвижной состав.

Убеждал депутатов и советник мэра, депутат горсовета Руслан Ульянов:

По его словам, сотрудничество с ЕБРР будет дисциплинировать КТУ, а городская власть сможет влиять на тарифы частных перевозок и их качество.

— Договора ЕБРР являются стандартными, там все детально прописано и главный позитив – при работе с таким банком ничего невозможно украсть. Это очень хорошо. Каждый платеж проверяется, — сказал он.

И добавил, что этот проект – большой успех городского головы.

Споры вокруг троллейбусов «подогрел» тот факт, что текст договора мэрия обнародовала менее чем за сутки перед сессией. Депутат Пиддубная безуспешно пыталась на сессии призвать коллег разобраться в тексте кредитного договора, но безуспешно.

Самым активным противником принятия решения по новым  троллейбусам стал Геннадий Иванян – он последовательно заявлял о том, что в городе есть дела более важные (ремонт котельных, больниц и т.д.), а также о том, что на правый берег целесообразнее купить 12 новых автобусов

Я считаю, что подписание кредитного соглашения с Евробанком в конце прошлого года и нынешняя ратификация кредитного соглашения — это преступление против кременчужан. Я не против обновления коммунального пассажирского транспорта в городе. Но Кременчуг — это районный центр, а не город — миллионник. Зачем нам сразу 50 дополнительных троллейбусов? Или мы очень богаты? Если так, то модернизируйте городские больницы, отремонтируйте музей, постройте на Раковке котельную. Ведь есть все основания для того, что правобережье Кременчуга может остаться без отопления. Рассчитайтесь сразу за  многомиллионные долги в гривнах, перед тем как нагребать другие в валюте. (Речь идет о долге в более чем 37 млн грн, который, правда, уже начали гасить – ред. ), — считает Иванян.  

Читайте: Мэр Кременчуга не исключает, что цена на проезд в троллейбусах возрастет

Несмотря на споры депутатов и несвоевременное обнародование текста договора, его ратифицировали. 2 депутата из 36 присутствовавших проголосовали «против», 4 воздержалось. Перед началом сессии депутаты  предлагали снять вопрос на доработку.  Предложение высказывали  две депкомиссии – по вопросам ЖКХ (глава комиссии – Виталий Котляр) и комиссия по вопросам образования и социальной защите (глава комиссии – Денис Терещенко).  Однако депутаты, видимо, передумали и проголосовали за выделение кредита. Против проголосовала внефракционная Оксана Пиддубная и Геннадий Иванян («Оппозиционный блок»). Терещенко и Котляр отсутствовали.

Примечательно, что против покупки троллейбусов выступили депутаты, которые в свое время имели интересы в транспортной сфере города. Например, главе комиссии по образованию Денису Терещенко, который требовал снять вопрос – принадлежали маршруты № 17, которые в предыдущие годы обеспечивали между центром Кременчуга и Реевкой. Также имел свои маршруты на Раковке и Геннадий Иванян, который был самым ярым критиканом кредита. Оксана Пиддубная не была замечена в связях с маршрутчиками, но была замечена в связях с Денисом Терещенко – в последнее время они обмениваются любезностями и совместными фотографиями в Фейсбуке.

 

Как решают транспортные проблемы в других городах

Кременчуг – не первый город, который берет кредит в ЕБРР на закупку транспорта. Так, 203 троллейбуса в кредит приобрел Киев, 45 – Одесса. Готовятся оформить кредит в Белой Церкви, а также в Черновцах.

В Черновцах планируют закупить около 50 троллейбусов за 10 млн евро. В мэрии Черновцов подсчитали: обслуживание кредита обойдется в около 2,5 млн  евро за 13 лет, — говорит мэр Черновцов Алексей Каспрук. — Это 5-6 миллионов в год, которые мы заплатим за то, что нам дадут значительный финансовый ресурс. А это значит, что в этом году или с начала следующего, могли бы получить 9 млн. евро на закупку троллейбусов.

В то же время  эксперты, которые ознакомились с кредитным договором, высказали мнение о том, что бюджет Черновцов такой кредит может не потянуть.

Отметим, что бюджет Черновцов на на 2017 год составляет  2,06 млрд грн. Бюджет Кременчуга – 1,3 млрд грн.

Читайте: Депутат Головко требует купить 8-10 больших автобусов для Крюкова

 

Львов и Тернополь решили сэкономить

Города Западной Украины начали решать транспортные проблемы еще в 2014 году, покупая троллейбусы, бывшие в употреблении. Так, наибольшими покупателями б/у троллейбусов стали Харьков (14 единиц чешского производства Skoda из Риги), Житомир (12 троллейбусов Skoda из чешских городов Злин, Пльзен и Пардубице), Ровно (10 троллейбусов польского производства "Ельч" из Люблина), Тернополь (8 сочлененных троллейбусов Skoda  из Злина и Ческе-Будеевице) и Луцк (8 троллейбусов польского производства "Ельч" из Люблина).

Отметим, что Львов в 2012 году закупил 10 б/у троллейбусов Skoda за 3,2 млн грн, стоимость одного составила 320 тыс грн, в 13 раз дешевле нового ЛАЗа.

 

«Это правильное решение городской власти», — эксперт Александр Кава

Эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры, бывший замминистра Мининфраструктуры, экс-советник главы КГГА Александр Кава в эксклюзивном интервью КременчугВласти рассказал о плюсах проекта городской власти. Он считает, что покупка новых 50 троллейбусов в Кременчуге – правильное решение.

 — Я не согласен с мнением, что новые троллейбусы не нужны городу. Это правильное решение власти, которое наладит систему транспорта, придаст городу европейский облик и существенно повысит качество поездок по городу. Кроме того, частично решится проблема пробок на Крюковском мосту, так как троллейбус будет перевозить гораздо больше пассажиров. А это лучше, чем множество маршруток, которые к тому же загрязняют атмосферу. Кременчуг – не первый город, который реализует подобный проект. За деньги ЕБРР уже покупали троллейбусы в Киеве и сейчас завершают в Одессе. Часть из новых троллейбусов для Кременчуга будут иметь возможность проезжать часть маршрута на автономном ходу — без контактной сети. Особенно эта способность будет важна для проезда Крюковского моста, где не будет троллейбусной контактной сети.

Александр Кава также не считает лучшим вариантом закупку б/у троллейбусов, как в Тернополе, Черновцах и Львове:

Б/у троллейбусы, которые ездят в городах Западной Украины, имеют высокий уровень пола в салоне, в отличие от новых современных. Современные троллейбусы могут перемещаться с более высокой скоростью и важно, что они низкопольные. Это удобно для мам с колясками, для людей с ограниченными возможностями, также низкий пол новых троллейбусов сокращает время посадки пассажиров на остановках.

Ложечки нашлись, а осадок остался

Следует отметить, что число противников покупки троллейбусов росло пропорционально нежеланию городских властей обнародовать условия кредитного договора. Условия являются стандартными для городов Украины и нежелание предоставить проект договор между КТУ и ЕБРР лишь вызывало дополнительные лишние опасения. Возможно, это никак не связано с привлекательностью условий договора, а лишь с низким качеством коммуникации городских властей с депутатским корпусом, СМИ и горожанами. Если бы людям последовательно поясняли необходимость привлечения кредита и его плюсы, приведенных ниже вопросов, не было бы:

— Какие именно троллейбусы планируется закупить?

— Как троллейбусы будут ходить на правый берег? По какой улице, полностью на автономном ходу или только через мост?

— Будут ли реконструирована старая троллейбусная линия в Крюкове или планируют построить новую? В какую сумму обойдется строительство или реконструкция?

Запрос с приведенными выше вопросами редакция КременчугВласть направила в мэрию и КТУ. О подробностях договора и работе новых троллейбусов мы проинформируем читателей, после того как получим ответ на запрос.

Читайте также: Кременчужане могут следить за движением маршруток с мобильного — онлайн

КременчугVласть